Изоляция воздушного шума

Изоляция воздушного шума в помещениях 

В современном строительстве несущие ограждающие конструкции, как правило, проектируются уже с учетом их звукоизолирующей способности, которая в первую очередь определяется их массивностью. При этом диапазон значений изоляции воздушного шума конструкциями стен и перекрытий колеблется в интервале Rw = 45 – 55 дБ. С точки зрения задачи увеличения  звукоизоляции данные исходные значения называются собственной звукоизоляцией конструкции.

Практика показывает, что в настоящее время индекс изоляции воздушного шума для межэтажных перекрытий и стен между квартирами должен быть не менее Rw = 62 дБ (на 8 дБ выше самых строгих норм). Только при таком показателе звукоизоляции можно реально говорить об акустическом комфорте. Однако даже перекрытие с индексом 62 дБ не сможет обеспечить полной тишины в помещении спальной комнаты, если, к примеру, сосед сверху поздним вечером решил посмотреть в своем кинотеатре новый боевик.  При этом индекс изоляции воздушного шума для межкомнатных стен желателен не менее Rw = 52 дБ, что также на 5 дБ выше самых жестких для этого случая норм СНиП-23-03-2003.

Поэтому если звукоизоляции существующих ограждающих конструкций недостаточно, ее увеличивают с помощью дополнительных конструкций, эффективность которых оценивается значениями дополнительной звукоизоляции воздушного шума. При этом в силу объективных физических причин величины значений дополнительной звукоизоляции колеблются в интервале ΔRw = 0 – 20 дБ.

Повышение звукоизоляции путем увеличения массы конструкции считается малоэффективным мероприятием. К примеру, увеличение толщины кирпичной стены (с полкирпича до целого) приводит к повышению индекса Rw не более чем на 6 дБ. При этом в два раза возрастает нагрузка на основание, а толщина дополнительной конструкции составляет 120 мм.

Основные принципы эффективной дополнительной звукоизоляции известны уже очень давно – должны применяться легкие многослойные облицовки с чередованием звукопоглощающих и звукоотражающих слоев. Звуковая волна, поочередно преодолевая слои, поглощается, отражается в обратном направлении, снова поглощается и, тем самым, затухает. Благодаря этому звукоизолирующая способность конструкции существенно возрастает. Однако, вся сложность состоит в практической реализации таких конструкций.

Для традиционных каркасно-обшивных облицовок наличие жестких связей (звуковых мостиков) между стеной (перекрытием) и каркасом облицовки существенно ограничивает их звукоизолирующую способность, несмотря на наличие внутри эффективного звукопоглотителя, а также нескольких листов обшивки. Через звуковые мостики вибрации практически  без потерь передаются на финишные листы облицовки и благополучно переизлучаются ими в защищаемое помещение. В таком случае из потенциально возможных 10 – 15 дБ дополнительной звукоизоляции  по факту остается от 2 до 6 дБ при общей толщине конструкции более 100 мм. Однако есть мощная сила, по сей день «лоббирующая» выполнение таких конструкций. Это строители-отделочники, которые, руководствуясь желанием сделать все как можно прочнее и надежнее, исключают из конструкций даже штатные упругие прокладки (типа ленты «Дихтунгсбанд» производства концерна «Кнауф»), не говоря уже о более сложных в монтаже упругих элементах.

В данных условиях достаточно удачной оказалась попытка создать конструкцию дополнительной звукоизоляции, полностью готовую к применению. Речь идет о панельной системе ЗИПС, выпускающейся с 1999 года в различных модификациях. В данной системе технологически решены основные проблемы недостаточной звукоизоляции широко распространенных каркасно-обшивных облицовок: отсутствует каркас, панели монтируются к защищаемой поверхности только через виброизолированные узлы креплений. К боковым стенам и перекрытию торцы панелей примыкают через упругие прокладки. Благодаря этому панельная система ЗИПС имеет индекс дополнительной изоляции воздушного шума Rw = 9 – 18 дБ при толщине 50 – 130 мм. 

При этом задача увеличения звукоизоляции широко распространенных каркасно-обшивных облицовок путем незначительного дополнения их конструкции по-прежнему является крайне актуальной. Для  повышения звукоизолирующей способности таких облицовок принципиальное значение имеет устройство узлов крепления каркаса к защищаемой поверхности. Новое разработанное и апробированное решение представляет собой подвес-крепление Виброфлекс, представляющий собой металлическую обойму с рабочим прокладочным элементом, выполненным из специального эластомера «Sylomer».

 На сегодняшний день выпускаются два типа креплений «Виброфлекс»: стеновой и потолочный, предназначенные, соответственно, для монтажа каркасных звукоизолирующих облицовок и подвесных потолков.

Подвесной каркасно-обшивной звукоизолирующий потолок толщиной 150-200 мм на подвесах «Виброфлекс», увеличивает индекс изоляции воздушного шума перекрытием на ΔRw = 16 – 18 дБ.

Для того, чтобы представить себе, что на практике означают те или иные значения собственной и дополнительной изоляции воздушного шума представлены следующие таблицы:

Что такое хорошая собственная изоляция воздушного шума

Низкий показатель собственной изоляции воздушного шума

Средний (нормативный) показатель собственной изоляции воздушного шума

Высокий показатель собственной изоляции воздушного шума

 Rw = 40 – 50 дБ

Rw = 50 – 55 дБ

Rw = 55 – 65 дБ

 

Что такое хорошая дополнительная изоляция воздушного шума

Низкий показатель дополнительной изоляции воздушного шума

Удовлетворительный показатель дополнительной изоляции воздушного шума

Высокий показатель дополнительной изоляции воздушного шума

 ΔRw = 1 – 6 дБ

Rw = 6 – 11 дБ

Rw = 11 – 18 дБ